22 августа 2016
Нередко в Госавтоинспекцию обращаются водители автотранспорта за разъяснением вопросов по использованию детских удерживающих устройств (далее ДУУ). Например, не всем водителям понятно, какие именно ДУУ можно применять при перевозке юных пассажиров на переднем или заднем сиденье, ведь практически на всех продаваемых устройствах производители крупным шрифтом указывают, что это ни что иное, как детские удерживающие устройства.
Пунктом 22.9. Правил дорожного движения РФ определено, что перевозка детей допускается при условии обеспечения их безопасности с учетом особенностей конструкции транспортного средства. Перевозка детей до 12-летнего возраста в транспортных средствах, оборудованных ремнями безопасности, должна осуществляться с использованием ДУУ, соответствующих весу и росту ребенка, или иных средств, позволяющих пристегнуть ребенка с помощью ремней безопасности, предусмотренных конструкцией транспортного средства, а на переднем сиденье легкового автомобиля – только с использованием ДУУ.
За невыполнение соответствующего требования виновные привлекаются к ответственности по ч. 3 ст. 12.23 КоАП РФ, предусматривающей наказание в виде административного штрафа в размере 3000 рублей.
Под иными средствами, позволяющими пристегнуть ребенка с помощью штатных ремней безопасности автомобиля, указанными в п. 22.9 ПДД РФ, понимаются специальная подушка для сидения, дополнительное сиденье, приспособление для направления специальным образом ремня безопасности (направляющие, корректоры ремня безопасности) т.п., позволяющие использовать для фиксации ребенка в транспортном средстве штатные ремни безопасности. При этом диагональная ветвь ремня должна проходить через плечо и грудную клетку ребенка и не соскальзывать на шею.
Требования к ДУУ для перевозки детей в легковых автомобилях установлены Правилами ЕЭК ООН №44 «Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения удерживающих устройств для детей, находящихся в автотранспортных средствах», которые действуют в Европе с 1 февраля 1981 года.
Российская Федерация присоединилась к указанным Правилам 11 мая 2002 года. Национальный стандарт ГОСТ Р41.44-2005 (Правила ЕЭК ООН №44) «Единообразные предписания, касающиеся удерживающих устройств для детей, находящихся в механических транспортных средствах» утвержден приказом Ростехрегулирования №318-ст от 20.12.2005 с датой введения в действие с 1 января 2007 года. Стандарт классифицирует ДУУ и устанавливает требования к ним в зависимости от конструкции устройств и веса ребенка. Стандарт дает определение ДУУ – совокупность элементов, состоящая из лямок или гибких элементов с пряжками, регулирующих устройств, деталей крепления и, в некоторых случаях, дополнительного устройства (например, детской люльки, съемного детского кресла, дополнительного сиденья и/или противоударного экрана), которое может быть прикреплено к внутренней части кузова автотранспортного средства. Устройство должно быть сконструировано таким образом, чтобы в случае столкновения или резкого торможения транспортного средства уменьшить опасность ранения ребенка, находящегося в удерживающем устройстве, путем ограничения подвижности его тела.
С учетом изложенного, при рассмотрении материалов о перевозке детей с использованием адаптеров ремней безопасности (треугольников), современная судебная практика все шире основывается на формулировках стандарта по следующим основаниям:
- из сертификата соответствия изделия нельзя сделать однозначный вывод, что такое устройство соответствует весу и росту ребенка;
- памятки об использовании данной направляющей лямки и сертификат не свидетельствуют о том, что его применение ограничит подвижность тела конкретного ребенка с целью уменьшения опасности ранения в случае столкновения или резкого торможения транспортного средства.
В соответствии с изложенным становится ясно, что на переднем сиденье ни в коем случае нельзя перевозить детей с использованием адаптеров ремней безопасности.
На официальный запрос Управления ГИБДД по ХМАО - Югре в 2013 году от НИЦИАМТ НАМИ (научно - исследовательский центр по испытаниям и доводке автомототехники) был получен ответ, что в соответствии с Правилами ЕЭК ООН №44 «направляющая лямка» (п.2.8.8), «системы креплений ДУУ нецельной конструкции» (п.2.1.3), «частичное удерживающее устройство» (п.2.1.3.1), «дополнительная подушка» (п.2.1.3.2) не могут быть сертифицированы как ДУУ.
По итогам 50-ой сессии GRSP (Глобальное Партнёрство по Безопасности Дорожного Движения), на основании независимых испытаний, эксперты GRSP признали «направляющую лямку» не соответствующей требованиям Правилами ЕЭК ООН №44 и установили, что она не может являться ДУУ по определению, а может быть частью ДУУ. На основании данного решения, страны, предоставившие ранее сообщения об официальном утверждении типа ДУУ на «направляющую лямку», начали процедуру отзыва.
На сегодняшний день на отдельные направляющие лямки пока ещё имеется сертификат соответствия (сроком действия по 2017г.) выданный органом по сертификации продукции г. Москва на основе исследований российской испытательной лаборатории.
В настоящее время подготовлены предложения в профильный комитет Государственной думы РФ по внесению изменений в п. 22.9 ПДД РФ, конкретизирующих понятие ДУУ. Однако, на повышение безопасности детей реагировать нужно уже сейчас и при непосредственном участии родителей, сделавших правильный выбор ДУУ.
Более подробную информацию об опыте использования ДУУ можно получить на официальном сайте ГУОБДД МВД России в разделе «Детская безопасность». Обратившись к данным материалам, можно лично ознакомиться с результатами испытаний ДУУ на соответствие требованиям Правил ЕЭК ООН №44.
Управление ГИБДД УМВД России по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре основываясь на компетентных заключениях экспертов НИЦИАМТ НАМИ, на результатах независимых испытаний испытательного центра в г. Ульм (Германия), а также на основе статистических данных о ДТП с участием детей – пассажиров, настоятельно рекомендует при перевозке детей использовать детские кресла и бустеры.
Количество показов: 533